С официальной историей установки Александровской колонны можно ознакомится здесь.
[BR]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0 [BR]
http://www.youtube.com/watch?v=8bEvkFJIXRg То, что для «изготовления» и «установки» колонны был назначен «по конкурсу» Монферран, вполне понятно. На переправе коней не меняют и, однажды назначенный Монферран на должность строителя-реставратора с обязанностью предоставления рисунков по выломке, доставке и установке гранитных монолитов, как нельзя лучше подходил для нового предприятия. Понятно, что альбомы Монферрана выпускались в штучных экземплярах и непосвященным к ним доступ был закрыт. Даже сейчас, в наше казалось бы безцензурное время, мы можем ознакомится лишь с отрывками из этих альбомов. Текст же этих альбомов был переведен в советское время с грифом «Для служебного пользования» и пока недоступен для простых смертных, кроме высказываний, приведенных в книге О.А. Чеканова, А.Л. Ротач Огюст Монферран. Ленинград, Стройиздат, Ленинградское отделение, 1990.
Удивляет появление в 1828 году подробного (уж слишком подробного для возможностей 1828г) плана столичного города Санкт-Петербурга под начальством генерал-майора Шуберта. На нем уже обозначено место для установки монумента, а по круглым очертаниям становится понятно, что установливаться будет колонна, а не обелиск. (Количество отпечатанных экземпляров этого плана мне неизвестно, но думаю — единицы).
А ведь только «в начале декабря 1829 года «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I -му поставить на том месте, как показано на плане».
В.К. Шуйский Огюст Монферран. История жизни и творчества. - Спб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр.189
РГИА, ф.1311, оп. 3, д. 1, л. 2 об., 3, 6-8., 15,30,34.
Но и это еще не все. Это уникальное место еще в 1753 году «застолбил» Ф.Б. Растрелли. Правда здесь он планировал установить памятник другому императору — Петру I.
Эрмитаж. История и архитектура зданий. Издательство "Аврора", Ленинград, 1974г., стр. 40-41.
А еще раньше, вопросом памятника, воспевающего великие победы Петра, в виде триумфальной колонны, занимался его отец — Бартоломео Карло Растрелли. Правда план с местом установки триумфального столпа, повидимому, не сохранился. Известно только, что его собирались устанавливать на центральной городской площади. Этот столп планировался по указанию самого Петра.
"Об интересе Петра к такого рода монументальным памятникам свидетельствует сделанный в 1717г. перевод пояснений к гравюре с чертежами столпов. В них среди двадцати видов упоминаются «столпы исторические, которые репрезентуют дела воинские, с перевязями... и на них статуи», а также «колумна триумфальная с конной фигурой наверху и разными коронами, которые значат разные дела». Тем же годом датируется и план Петербурга, на котором обозначено место, где должна быть установлена Триумфальная колонна. Это показывает , что Петр твердо решил украсить новую столицу памятником, который бы свидетельствовал «пребудующим родам» о славных деяниях его времени.
Прежде всего необходимо было выбрать тип Триумфального столпа. В перечне своих работ живописец Л. Каравак отмечает, что в 1718г. Он выполнил «12 портретов, сиречь чертежей, триумфальной колумны, которую моделировал г-н Растрелли, и оные отданы иноземцу Зингеру» в царскую токарню.
В начале 1721г., когда стало совершенно очевидным, что приближается конец многолетней войне и уже близко заключение желанного мира, Растрелли получил царское повеление сделать модель - «образец столпа триумфальный, чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные».
Выполнив волю Петра, Растрелли представил для одобрения первую модель Триумфального столпа, вышиною метр тридцать семь сантиметров.
Триумфальный столп был задуман в виде колонны на высоком постаменте из десяти ступенек с цоколем. Колонна венчалась алегорической скульптурной группой: Петр — скульптор, высекающий из камня «статую, репрезентующую Россию»
Петр при осмотре распрядился сделать вторую — большую медную модель столпа и прежде всего отлить один образцовый цилиндрический барельеф-патрон.
Растрелли был убежден, что исполнение столпа — дело ближайшего времени и говорил об этом Берхгольцу еще в начале года, показывая ему модели монументов в своей мастерской. В «Дневнике» Берхгольц записал, что после окончания двух статуй Петра Растрелли «сделает большую колонну, на которой будут изображены все победы императора».
...Не был забыт и Триумфальный столп. 13 августа 1725г. Екатерина I приказала «делать начатый при...вечнодостойном памяти его и.в. медный столб, на котором изображены будут разные баталии казенными мастерами».
Когда рельефы были отлиты в бронзе, казалось, что идея Петра воздвигнуть Триумфальный столп на берегах Невы на центральной городской площади будет воплощена.
В марте 1747 г. Сенат по доношению Нартова отпусает Академии наук 2000 рублей «на важное и нужное для вечной славы и памяти героических дел Петра Великого исправление Триумфального столпа», который уже «во многие тысячи стал»; Сенат также дал указ отпустить в распоряжение Нартова из Канцелярии от строений и Канцелярии главной артиллерии всех нужных ему мастеров и художников.
В 1750-1751гг. Нартов предпринял последнюю попытку закончить модель Триумфального столпа.
Годы шли, но барельефы-модели петровского Триумфального столпа оставались в забвении, и только в 1938 г. они были частично смонтированы для выставки произведений Растрелли в Русском музее".
Н.И. Архипов, А.Г. Раскин. Бартоломео Карло Растрелли 1675-1744, Л.-М. "Искусство" 1964г., стр. 41-47.
Как видно из приведенных выше выдержек, столп до пятидесятых годов XVIIIв был задачей государственной важности.
Еще одним претендентом на уникальное место на дворцовой площади оказался художник Михаил Иванович Махаев. В своей книге К.В. Малиновский предоставил уникальную возможность исследовать два неизвестных до настоящего времени подготовительных рисунка к гравюрам «Проспект в низ по Неве реке между зимнем Ея Императорского Величества домом и Академию Наук» и «Проспект в верх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии Наук к востоку». Оба этих рисунка чудом сохранились в собрании С.Э. Чобана.
Сначала рассмотрим часть второго рисунка с «зимнем Ея Императорского Величества домом».
В углу мы видим три церковных купола.
Для сравнения современное фото
На официально разрешенной гравюре это место отрезано.
Если теперь посмотрим на первый рисунок с видом на тот же «зимней Ея Императорского Величества дом» то не увидим куполов,
которые появляются на официально разрешенной гравюре.
Т.е. окончательно купола убрать не рискнули, а лишь решили перенести в другое место.
Эти же купола есть еще на одном рисунке. Только приделаны они к крыше очень неестественно (на склоне, а не на самой высокой точке кровли), по сравнению с куполом слева.
Итак, на нашем уникальном месте, судя по рисункам М.И. Махаева, находился храм...
А по планам Ф.Б. Растрелли там должен находится памятник Петру (не исключено, что это не реализованная отцом Б.К. Растрелли триумфальная колонна в честь побед Петра)...
Теперь рассмотрим акварельный рисунок Г.Г. Гагарина "Александровская колонна в лесах" 1832-1833гг.
[BR]
http://www.belygorod.ru/img2/1000_rushud/Used3/0GagarinG_StroitAlekKolonGE.jpg