АвторСообщение



Пост N: 2
Зарегистрирован: 28.07.13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.13 12:51. Заголовок: Почему две картины Смоленского музея заповедника не могут обрести автора?


[Пожалуйста, соблюдайте правила форума.]

История началась тогда, когда я в разговоре случайно узнал, что в Смоленском государственном музее-заповеднике находятся две картины Голенищевой-Кутузовой, но какой именно не известно. Так как я занимаюсь родословием, то сделал предположение в беседе с ведущим научным сотрудником Смоленского государственного музея-заповедника о том, что автором этих картин является моя родственница Ольга Андреевна Голенищева-Кутузова и привел свои аргументы. В конце ноября 2012 года я получил на электронную почту сообщение от сотрудницы музея:

 цитата:
Добрый вечер.
Отправляю вам свою статью о пейзажах Голенищевой-Кутузовой, в которой использую (с вашего позволения, надеюсь) ваш же материал. Если статья и будет опубликована в музейном вестнике, то не ранее февраля-марта 13 года. До публикации ссылаться и показывать её нельзя, т. к. речь идёт о музейных экспонатах. Буду рада получить замечания, пожелания, и ваше разрешение. С уважением. Пишите на эл.адрес. В приложении Пейзажи Голенищевой-Кутузовой.doc



Я ответил:

 цитата:
Здравствуйте! Конечно, не возражаю, даже приветствую, мне приятно, что пишите о моих родственниках, и то, что найденная мною информация востребована. Есть в статьи неточности.
Хочу немного уточнить и дать дополнительную информацию для анализа.


Предполагаемая к печати статья:

 цитата:
«Смоленские пейзажи Ольги Андреевны Голенищевой-Кутузовой (1860 – 1924).

В 1985 году в музей поступили два небольших пейзажа с видами города Смоленска художницы Голенищевой-Кутузовой, закупленные у частного лица - Морозова И.А. из г.Ростова Ярославской области.
К сожалению, никаких документов, проливающих свет на историю их обретения сдатчиком, выявить не удалось. Ни к протоколу закупочной комиссии, ни к акту приема не были подшиты ни «легенда» ни заявление от Морозова о приеме на комиссию, вероятно, их не было вообще или они утеряны. Закупочная цена была невысокой - по 35 рублей каждая, что даже в то время являлось несоизмеримо низкой стоимостью для подобного рода живописных произведений. Видимо сдатчику было все равно, по какой цене у него закупаются предметы. Это наводит на мысль, что картины попали в руки человека несведущего, скорее всего, совершенно случайно, но при этом сдатчик был каким-то образом осведомлен о предполагаемом авторе. Оба пейзажа находились в удовлетворительном состоянии, никогда прежде не подвергались чинкам и реставрациям, что говорит о благоприятных условиях хранения до поступления в музей.
Можно добавить, что недавний письменный запрос от музея в адрес Морозова И.А., указанный в акте приема, с просьбой прояснить историю приобретения и передвижений картин ничего не дал, ответа не последовало.
Также, на самих пейзажах никаких дат, подписей и надписей не обнаружено, как с лицевой стороны, так и с оборота.
Тем не менее, в 1985 году в книге поступлений Смоленского музея произведения были записаны следующим образом:
1. «Смоленск. Вид на город со стороны церкви Петра и Павла»
2. «Смоленск. Вид на город со стороны Крестовоздвиженской церкви».
Автор – Голенищева-Кутузова, без инициалов. Оба пейзажа при поступлении датированы концом 19 – началом 20 веков, написаны маслом на деревянной основе практически одинакового размера, в одинаковых рамах.
Судя по всему, пейзажи предназначались для кабинетного оформления.





 цитата:
Голенищева-Кутузова.
«Смоленск. Вид на город со стороны церкви Петра и Павла».
Конец 19 - начало 20 веков. Дерево, масло. 32,9х60,5





 цитата:
Голенищева-Кутузова.
«Смоленск. Вид на город со стороны Крестовоздвиженской церкви».
Конец 19 - начало 20 веков. Дерево, масло. 32,4х59,3.




 цитата:
Говоря о художественных достоинствах картин, можно сказать, что автор была знакома с такими понятиями, как перспектива и композиция, но на любительском уровне. Пейзажи представляют собой однотипные летние сюжеты с той разницей, что в первом случае вид на город и Успенский собор дан из Заднепровья с западной стороны моста, а во втором – соответственно – с восточной. Художница очень детально проработала оба вида, донеся до наших дней скрупулезные описания построек Смоленска и его окраин того периода. Пейзажи сильно оживляют две детали, в первом случае это лодка с отдыхающими – можно разглядеть фигурки гребца и двух женщин, одна в накинутой на плечи шали, другая под зонтиком. Во втором такой любопытной деталью является бегущий в направлении Москвы паровозик (железнодорожная линия, соединяющая Москву со Смоленском, была открыта в 1870 году). Учитывая, что на обоих пейзажах изображен старый мост (новый, «железный» был возведен только в 1897-98 гг.), то можно предположить, что обе картины выполнены в 1890-х годах.
Оформление для пейзажей заказывалось в одной багетной мастерской и представляет собой разновидность рам стиля «сецессион» (или «модерн»), столь популярного в конце 19 – начале 20 веков - простого полукруглого профиля, тонированного под красное дерево, с накладными ажурными латунными деталями на углах. Долгое время обе картины находились в открытом показе в отделе истории, на выставке «От кубышки до сберкнижки», приуроченной к 140-летию Сбербанка. Сейчас пейзажи хранятся в фондах музея. Были поставлены два вопроса: кто такая Голенищева-Кутузова (если исходить из авторства пейзажей) и, каким образом она связана со Смоленском. Совместно со смоленским исследователем-генеалогом (Boehm) было вынесено предположение, что автором картин могла являться Ольга Андреевна Голенищева-Кутузова (1860 – 1924, Ницца), младшая дочь предводителя дворянства Трубчевского уезда Орловской губернии генерал-майора Андрея Михайловича Гулевича и Варвары Александровны Гулевич (Молчановой). Ольга Андреевна состояла в браке с графом Арсентием Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым (1848—1913) - русским поэтом, прозаиком, публицистом, с 1889 года — управляющим государственными Дворянским и Крестьянским Поземельными банками. В 1895 году Арсентий Аркадьевич возглавил личную канцелярию императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III.





 цитата:
Графиня Ольга Андреевна Голенищева-Кутузова и граф Арсентий Аркадьевич Голенищев-Кутузов на бале-маскараде в Зимнем дворце в 1903 г.




 цитата:
(Boehm), проведя многолетнее архивное, библиографическое и документальное исследование, пришёл к выводу, что Ольга Андреевна была родной сестрой Елизаветы Андреевны Дмитриевой (Гулевич) (1843 –?), одной из старших дочерей Андрея Михайловича и Варвары Александровны. Супругом её являлся коллежский асессор Василий Степанович Дмитриев. Определением Правительствующего Сената от 20 ноября 1890 года он был освобожден от должности участкового мирового судьи по Трубчевскому уезду Орловской губернии и назначен председателем Смоленского отделения Крестьянского Поземельного банка, чему, вероятно, посодействовал супруг младшей сестры. Надо полагать, что переезд четы Дмитриевых из Трубчевского уезда на новое место службы в Смоленск состоялся после 1890 года, чему можно найти подтверждение в Памятной книге Смоленской губернии за 1891 год, где Василий Степанович впервые упоминается в должности председателя банка в чине коллежского регистратора. Обе сестры вместе с мужьями занимались благотворительностью. Ольга Андреевна стояла у истоков создания общества призрения слепоглухих в России, которое ставило целью попечение о слепоглухонемых всех возрастов, и была его председательницей. Супруги Дмитриевы до Смоленска являлись Почетными членами попечительства приюта для сирот в Трубчевске. А в нашем городе Елизавета Андреевна состояла помощницей попечительницы приютов Смоленского Губернского попечительства детских приютов и Членом Совета Смоленского благотворительного общества. Со слов (Boehm) Елизавета Андреевна дружила с Марией Клавдиевной Тенишевой. У четы Дмитриевых своих детей не было, но после смерти брата Василия Степановича – Николая Степановича - они взяли к себе на воспитание троих его сыновей, одним из которых являлся Дмитриев Илья Николаевич – родной дедушка нашего исследователя. Пребывание Дмитриевых в Смоленске было недолгим – с 1891 по 1904 годы, в Памятных книгах Смоленской губернии, начиная с 1905 года, ни Василий Степанович, ни Елизавета Андреевна уже не упоминаются. В Трубчевском уезде Елизавете Андреевне принадлежали после смерти матери некоторые владения, возможно, что Дмитриевы туда вернулись. Также, достоверно известно, что в 1914 году Елизавета Андреевна Дмитриева числилась жительницей Москвы. Вероятно, Ольга Андреевна в один из приездов к Дмитриевым в 1890-х годах в Смоленск и выполнила оба пейзажа. К сожалению, никаких сведений или воспоминаний о местонахождении картин в семье Елизаветы Андреевны и Василия Степановича и дальнейшей их судьбе и передвижении, не сохранилось. Если предположить, что пейзажи были подарены Марии Клавдиевне Тенишевой и оставались в Смоленске в её личном собрании, то на сегодняшний день таких документальных сведений также пока не выявлено. Таким образом, на данный момент можно уточнить время создания (1890-е годы) и автора этих двух пейзажей – Ольга Андреевна Голенищева-Кутузова (1860-1924).
***
Выражаю искреннюю признательность и благодарность (Boehm) за разрешение использовать в статье некоторые материалы об О.А. Голенищевой-Кутузовой и супругах Дмитриевых В.С. и Е.А., опубликованные в его сборнике «Моя родословная».
Используемые источники:
1. (Boehm)«Моя родословная», Смоленск, издательство «Дом», 2010 г.
2. Лапикова А.В. «Свидание со Смоленском», «Русич», 2009 г.
3. Памятные книги Смоленской губернии за 1891, 1904, 1905-1911г г.
4. Материалы из Интернета.
Ведущий научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника



В статье были приведены мои фамилия, имя и отчество, а не логотип. из этических соображений опускаю фамилию сотрудницы музея.
Казалось бы интересная статье, чего желать еще, но я решил более аргументировано подойти к выявлению автора этих картин.

30 ноября 2012 года я получил новое сообщение:

 цитата:
Спасибо за дополнения, я посмотрю что можно будет оттуда взять. статья в принципе ознакомительная, главное чтобы было понятно кто такая О.А. и как она могла попасть в Смоленск. Когда доработаю - обязательно пришлю! Спасибо!



Я проработал данный вопрос и найденную информацию привел в письме.
Авторами данной картины могли быть две женщины по мужьям тетя и племянница:
жена с 1836 года графа Василия Павловича Голенищева-Кутузова (1803—1873)Софья Александровна Голенищева-Кутузова (04.05.1813 — 08.07.1881), урожденная графиня Рибопьер
или жена графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова (1848-1913) Ольга Андреевна Голенищева-Кутузова (1860-1924), урожденная Гулевич.
Смотрите выдержку из родословной дворян Голенищевых-Кутузовых (Думин С.В. Дворянские роды российской империи, т.2)


В Смоленске железный мост на каменных быках был открыт в октябре 1897 г., его не видно на картине, а железная дорога Москва-Брест, по которой едет паровоз, была введена в эксплуатацию в 1871 году. Таким образом, время написания картины 1871 – 1896 годы. Софье Александровне было в 1871 г. 58 лет, в 1881 году она умерла в 68 лет. Ольге Андреевне в 1871 году было 11 лет, в 1896 году 25 лет.


Кипренский Орест Адамович (1782-1836): Портрет графини Софьи Александровны Голенищевой - Кутузовой 1829 г.

Есть весомый аргумент в пользу авторства картин Софьи Александровны. Она занималась живописью и проживала в Новом селе на Смоленщине, в настоящее время Новое село - деревня Вяземского района расположена на левом берегу реки Вязьма в восточной части области в 6 км к северу от районного центра, на автодороге Р134 «Старая Смоленская дорога» Смоленск - Дорогобуж - Вязьма - Зубцов. Население — 816 жителей (2007 год). В Эрмитаже хранится ее картина – «Вид усадьбы в Новом Селе, имении графа А. И. Рибопьер в Смоленской губернии».


Если сравнить картины по манеру письма, представив картину из Смоленского музея без рамки, чтобы на нее не отвлекаться, то очевидно, что картины написаны в одной манере одним человеком - Софьей Александровной Голенищевой-Кутузовой, одна в юности, другая в среднем возрасте, что позволяет сузить время написания картины до 1871 -1881 года. Платон мне друг, но истина дороже.

В ответ я получил сообщение:
 цитата:

Очень интересно, спасибо! Надо поискать по другим источникам, для сравнительного анализа маловато будет. В лодочке дамы также вызывают сомнение - по моде тянут на 1860-70-е годы.
Но тема уже перехвачена - по этим и другим пейзажам Смоленска 19 века оказывается уже пишется статья другим человеком, а у нас не принято друг другу мешать.
Исследователи, (Boehm), должны быть толерантнее к себе подобным. Удачи!


Я ответил:

 цитата:
Здравствуйте! Я человек прямой, поэтому поступаю и говорю всегда открыто. Я вас практически не знаю, но мне, кажется, что вы – человек весьма щепетильный. Я не говорю, что это плохо, но это факт. Я за свою жизнь сталкивался в «научном мире» со многими «исследователями». Насчет вашей статьи. Да я выказал вам ранее в телефонном разговоре свое мнение об авторе этих картин. Но оно было скорее желанным, а не реальным. Дмитриева Е.А. и Голенищева-Кутузова О.А. - сестры. Старшая сестра живет в Смоленске, является секретарем благотворительного общества, которое, как считается, организовано княгиней Тенишевой (с 1893 г. замужем за князем). Почему не пофантазировать, младшая сестра приехала к старшей, та ее познакомила с Тенишевой, которая, узнав, что старшая сестра занимается живописью - увидела ее картины о Смоленске, попросила передать их в создаваемый музей. Еще натолкнуло на эти рассуждения то, что мой дедушка Дмитриев Илья Николаевич прекрасно рисовал маслеными красками, по словам моей мамы. У них дома было много нарисованных им картин. Вроде, правдоподобно. Есть слабое звено, ничего не известно об увлечении живописью Голенищевой-Кутузовой О.А.
Вторая версия реальная, есть картина Голенищевой-Кутузовой С.А. в Эрмитаже, две в Смоленске из этой серии. Предполагаемый автор картин связан со Смоленском тесными узами, в Вяземском районе находится родовое имение ее отца. У отца автора картин в собственности много различных деревень, в том числе и в Ярославльской области. Предки Морозова, сдавшего картину в музей, наверное, принимали участие в разграблении барских усадьб. Поэтому, он и указал фамилию Голенищевой-Кутузовой без инициалов, как ему сказали предки. Ведь на картине нет подписи? Был в Смоленске и решил продать картины, так как они посвящены Смоленску. Можно было бы связаться с этим Морозовым или его родственниками и уточнить это, получится интересное исследование. Интересно и повысить престиж Смоленского музея – картины автора Эрмитажа находятся и в Смоленске. Насчет другого автора, пишущего об этих картинах, это ваши выдумки, чтобы, якобы не присваивать мои заслуги по обнаружению автора картин. Мне приятно, что люди интересуются моими родственниками, но у меня нет амбиций: я и так автор нескольких монографий, книг, пособий и статей, авторских изобретений и сотен статей на технические и юридические темы. Например, у меня есть пособие по истории церквей Смоленска, но я его издавал в тираже нескольких экземпляров на своем принтере только для себя, просто было интересно. Вы подали замечательную идею. Мне кажется статью так и надо писать, это же поиск, интерес: первоначально было такое мнение об авторе картин, оно было обусловлено тем и тем. В результате дальнейших исследований было выяснено то и это. Статья не закончена, и может быть дополнена другими сообщениями. А вы по известному факту времени написания пишите: «В лодочке дамы также вызывают сомнение - по моде тянут на 1860-70-е годы». Можно же написать, по виду лодки, можно сделать вывод о том, что она построена в мастерской плотника Иванова В.Г. в мае-сентябре 1872 г. Не надо подтасовывать факты, надо писать правду. Если вы считаете, что заслуга в написании данной статье принадлежит и мне, то давайте будем соавторами и напишем интересную статью. Для этого пришлите мне копию картин с максимально возможным разрешением с двух сторон, чтобы дать подробный анализ картин.
Надо быть честным, а не толерантным. Не нравится мне слово «толерантный», какой-то француз так умел плести всякие басни, что вошел в причты во языце. А хотите - одна пишите эту статью, я на соавторство не претендую. Но, статья может быть интересная и должна быть опубликована. Кстати, с вами я поступил честно: как узнал новую информацию, так сразу и сообщил. Не надо быть такой щепетильной и к вам потянутся люди. Это шутка. С уважением



В ответ я получил сообщение:

 цитата:
Уважаемый (Boehm)! Отвечаю на ваше письмо-памфлет.
Я вам первая протянула руку для сотрудничества, если вы конечно это заметили. В тексте я рассыпалась в благодарностях и т.д. и т.п.
А в том же присланном вами материале по С.А. я не увидела главного, что должно быть неотъемлемой нормой поведения для общения двух исследователей. Вы буквально должны были сопроводить его следующим: "А что вы думаете по этому поводу? А если все-таки так, а не иначе, все таки это Софья Александровна а не Софья Андреевна, как вы считаете? А давайте вместе напишем и т.д. и т.п." Надо быть чуточку корректнее и тактичнее, ... Плохо когда солнце начинает светить лишь себе одному, любимому... Я никому не покажу ваш материал, писать дальше по этой теме у меня нет никакого желания (оно отпало категорически). если кто-то из наших сам догадается, что это именно С.А., то честь ему и хвала, у нас есть свои светлые головы, есть свои источники и свои краеведы. Мне кажется, вы слегка зашорены своей сверхгениальностью, суперпроницательностью и тому подобным. Вы - качественный поисковик, который знает что и где ему искать, вам это удается, но не надо при этом забывать об окружающих. И тогда,(Boehm), к вам потянутся люди... С уважением.



Я подвел итог переписке:

 цитата:
Здравствуйте! Не хотите писать и не надо. А ваше мнение я не спрашивал, потому что работаю один для личного удовольствия, и меня мнение других в принципе не интересует. Сотрудничество предложил, чтобы погасить ваши амбиции, но увы. Рад, что увидели у меня сверхгенеальность, я ее раньше у себя не замечал. С уважением.




Вот такая произошла у меня история. Вся заварушка произошла от того, что ведущий специалист музея оценивала картины только по первоначальным данным, а когда менялись данные - менялось и мнение у специалиста.

 цитата:
Говоря о художественных достоинствах картин, можно сказать, что автор была знакома с такими понятиями, как перспектива и композиция, но на любительском уровне.


А потом выясняется, что автором картин является художница, чья картина находится в Эрмитаже. Так моя принципиальность вызвала бурю в душе служительницы искусств.
А может пора людям высказывать свое собственное мнение?


Кстати, потом мне удалось уточнить время написания картин.
Посмотрел я по-внимательней на картину, где отчетливо видна крепостная стена и понял, что ориентироваться о времени написания картины можно и по крепостной стене.
click here

Смоленская крепость в 1602 году. Вид с севера. Реконструкция.

1. Ворота Днепровские (Фроловская башня).
2. Башня четырехугольная Волкова.
3. Лазаревские ворота четырехугольные.
4. Башня круглая Костеровская.
5. Крылошевские ворота.
6. Башня четырехугольная Стефанская.
7. Башня круглая Веселуха.
8. Башня четырехугольная Позднякова.
9. Башня круглая Орел.
10. Авраамиевские ворота.
11. Башня круглая Заалтарная.
12. Башня четырехугольная Воронина.
13. Башня круглая Долгочёвская,
14. Башня четырехугольная Зимбулка.
15. Никольские ворота.
16. Башня круглая Евстафьевская.
17. Башня четырехугольная Антифоновская.
18. Башня круглая Безымянная.
19. Башня четвероугольная Маховая.
20. Ворота Молоховские.
21. Башня четырехугольная Безымянная.
22. Башня круглая Кассандаловская.
23. Башня четырехугольная Донец.
24. Башня круглая Громовая.
25. Башня четырехугольная Бублейка.
26. Ворота Копытенйкие.
27. Башня круглая Безымянная.
28. Башня Безымянная.
29. Башня круглая Безымянная.
30. Башня Гуркина.
31. Башня круглая Коломинская.
32. Башня четырехугольная Безымянная.
33. Башня круглая Богословская.
34. Башня круглая Микулинская.
35. Пятницкие ворота.
36. Башня круглая Иверовская.
37. Ворота Пятницкие водяные.
38. Башня круглая Городецкая.

На картине видны башни 1 - Ворота Днепровские, 2 - Башня четырехугольная Волкова и 4 - Башня круглая Костеровская.
Цитата из книги Орловский И.И. Смоленск и его стены, Смоленск, 1902.

 цитата:
Семеновская или Волкова. Разобрана около 1836 года, восстановлена в 1877 г. для судебного архива. От нее до Днепровских ворот на стене сохранились столбы, поддержавшие крышу.


Таким образом, время написания картины можно сузить до интервала 1877 г. - 8.07.1881 г. (смерть художницы). Время написания картины 1879 г. с точностью плюс-минус два года.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет