Известно, что герб для СПб "придумал" Ф.Санти. Интересный тип, этот пьемонец. Считается – за время своей карьеры Франциск Санти сочинил «провинциальных и городовых 137 гербов». И, похоже, неплохо владел мордовским языком
Дабы собрать максимально полную информацию о населённом пункте, Санти разработал и разослал по городам российской империи, своеобразный вопросник – анкету: чем тот или населенный пункт, по мнению городского руководства примечателен. Само сочинительство проходило примерно так: получая известие о том или ином городе, Санти выбирал наиболее значимую, по его мнению, информацию, и воплощал её в геральдическом символе. Не всякий самарец знает, что в качестве официального символа Самары первоначально планировали такой герб: «Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы». Разумеется, могильный вариант не прошёл, и в 178О году, когда Самара стала уездным городом Симбирского наместничества, на городском гербе появилась «Дикая коза белая, стоящая на траве, в голубом поле». Министр внутренних дел Российской Империи Л.А.Перовский в 1850 году предложил Сенату свой вариант герба будущего губернского центра: лазоревый щит, разделённый серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и Самары. В верхней части помещался золотой рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты, как олицетворение богатства, полученного от торговли. В нижних частях помещалось по одному золотому снопу пшеницы, как символы главного объекта этой торговли. При этом Самара превратилась в российский «Новый Орлеан» через десяток лет после предложения Перовского. Вариант Перовского император Николай I забраковал и закон за № 25426, утверждённый Сенатом 17 июля 1851 года, предписал: использовать в качестве символа города, старую эмблему, - «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорской короною». «Рог изобилия» и «коза», пусть даже серебренная, неравноценное сочетание. Объясняется столь странный выбор так: Город Самара получил герб 22 декабря 1780 года вместе с другими городами Симбирского наместничества, и этот герб в точности повторяет эмблему Самары из Знаменного гербовника 1729-1730 годов. А так как символы городов выбираются раз и навсегда – пусть будет «Коза». Так почему коза? Вот несколько мнений.
1) «Во все заволжские дали простирались бескрайние пастбища кочевников. По реке Самарке проходила граница двух великих степных государств: Ногайская орда и Казанское ханство. Ногайцы, киргизы, казахи перегоняли здесь огромные стада крупного рогатого скота курдючных овец. Местность была подходящей для скотоводства: море, травы и воды. Всю эту древнюю историю и воплощает в себе коза на Самарском гербе».
2) Козел (коза) - Овен - является символом весны, а с весной связано пробуждение, расцветание земли. Императорская корона (символ объединения) венчала гербы губернии и столичных городов.
3) «На мысль дать Самаре в герб названное животное, навели существовавшие в крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – предполагал, знамениты самарский губернатор Петр Алабин.
Ну, это, конечно, за пределами добра и зла – изобразить на гербе Козу, в честь исчезнувших сайгаков. Однако история российской геральдики утверждает, мол, на городском гербе изображали нечто особенное, то, что по мнению отцов города выделяло вверенный им населённый пункт от иных весей. Так отчего козёл, а не баран? Уверен, баранов на Волжском левобережье паслось не меньше тех же сайгаков. Почему император Николай забраковал «Рог изобилия»? Имеется ли иное, более логичное, объяснение? Оказывается, имеется.
Дело в том, что изображённое животное не имеет никакого отношения к отряду парнокопытных. Помните? Министр Внутренних дел Перовский предлагал герб с рогом изобилия, изливающим золотые монеты. И не случайно. Просто Лев Алексеевич знал истинное название Самарской Луки – КОЗЯ МАСТОР. Что по-эрзянски означает – ЗЕМЛЯ БОГАЧЕЙ. Разумеется, русское ухо воспримет данное словосочетание как «Козье место». И, конечно, Казань это не «Закипевший котёл». Казань это та же «Самарская Коза» - «Козя», то есть «Богатство». Согласитесь, естественное название для крупного торгового города. И не стоит удивляться тому, с каким упорством штурмовали Козельск «татаро-монголы» - ибо захватчиками руководствовалась банальное желание пограбить богатый торговый город. Конечно, жители Козя-Козельска своё добро отдавать просто так не собирались. «Что делать»? - Вздыхал Бату-хан, - «Злой город». И, вероятно, не даром на гербе города изображены щиты. «Щит», по-эрзянски «покарилас» - Козельск, покорённый город.
Да, кстати, а что там с самарскими могилами? Согласно присланной в СПб анкете, город Самара славился не хлебной торговлей, как наивно думал в последствии министр внутренних дел. И, даже, не огромными стадами пасущихся сайгаков-коз славилась в то время Самарская земля. Могилы. Огромные территории вдоль Волги занимали могильные холмы, поражая путешественников. Стоп. Но, по-эрзянски «могила» - «калмо». То есть для русского уха, почти созвучно со словом «холмы». А чем знаменита Самара? Правильно Девьими горами. Правда, горы Девьи не от того, что там обитало много девушек, нет. Просто «Девьи», это эрзянское слово «Диво» - удивляться. Действительно, Жигулёвские гору – дивные по своей красоте «горо-могилы», то есть холмо-горы. И знак серы над «могилой» не просто так изображается, а исключительно по причине самого большого производства серы в петровскую эпоху. Добыча и производство серы на потребу оборонной промышленности совершалась в Удивительных – Девьих горах.
Санти и Князь Шербатов оказались вообще тонкими лингвистами
- так юморить по поводу холмов-могил может не всякий. Уважаемая Урбан, как вы считаете, Санти (Святой?) вымышленный персонаж?